Обучение лиц с ОПФР

Ответственный

Бугровец

Наталья Ильинична

тел. 379-00-94

Специальности:

На основе общего среднего образования

срок обучения - 1 год, 6 месяцев

  • Швея; портной (лица с ОПФР, (нарушение слуха))

Лица с ОПФР, на основе 1-го отделения вспомогательной школы

срок обучения - 2 года

  • Швея

Особенности обучения учащихся с ОПФР в УО «МГК лёгкой промышленности и комплексной логистики» 

Социально-экономическая и политическая ситуация Республики Беларусь требует необходимости изменения приоритетов в образовательном процессе, выдвигая на первый план не просто традиционную задачу повышения качества образования, но и требует особых педагогических усилий от учебного заведения в решении проблемы адаптации выпускника в окружающем социуме.

Ежегодно специализированные и обычные общеобразовательные школы заканчивают более 5 тысяч подростков с нарушением умственного и физического развития, и большинство из них нуждаются в профессиональном обучении с предоставлением специальных образовательных услуг.

УО «МГК легкой промышленности и комплексной логистики» на протяжении 8 лет ведет подготовку специалистов из детей-инвалидов и лиц с особенностями физического развития (нарушениями слуха). В колледже накоплен богатый опыт по обучению и подготовке учащихся с нарушением слуха. Преподавателями и мастерами производственного обучения разработаны собственные (авторские) методики. Большинство педагогов имеют большой стаж работы с детьми ОПФР. Они выбирают оптимальные формы, методы и приемы деятельности, варьируя их в зависимости от группы учащихся, строят обучение в соответствии с индивидуальными возможностями детей, не допуская их переутомления и перегрузок. Педагоги грамотно сочетают обучение, воспитание и коррекцию личности, повышают уровень самостоятельности ребят: учат распределять бюджет, помогают в приобретении одежды и других вещей. Все это позволяет добиваться позитивных результатов, а именно большая половина учащихся  обучаются на 6-10 баллов.

В 2002 г. для учащихся с нарушением слуха было открыто обучение в лицейских группах по профессии «Швея, портной». Открытие лицейских групп было определено общегосударственной проблемой реформирования образовательных стандартов профессионального образования лиц с ОПФР через обеспечение связи и взаимодействия системы занятости, профессионального образования и удовлетворения потребности молодежи в непрерывном образовании . Одним из основных направлений в реализации данной проблемы является апробирование обучения слабослышащих учащихся в лицейских группах. Для обеспечения их качественной профессиональной подготовки требуются дополнительные меры педагогической, организационной и социальной поддержки.

Обучение в УО «МГК легкой промышленности и комплексной логистики» с ОПФР осуществляется по экспериментальной модели учебного плана (утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 28.07.2001г.)

Содержательная структура учебного процесса предусматривает кроме основных компонентов учебного плана, учебно-коррекционный компонент, Данный компонент включает в себя предметы: социальное ориентирование, физическая реабилитация, человековедение. Изучение данных предметов позволяет преодолеть последствия социальной депривации, облегчить процесс вхождения лиц с ограниченными возможностями в систему социальных отношений, оздоровить и физически развить учащихся, формировать навыки здорового образа жизни, формировать психологическую готовность к самостоятельной жизни. Занятия проходят в уютных, оснащенных кабинетах теоретического обучения, лабораториях, производственных мастерских, практика – на предприятиях города.

Для реализации вышеуказанной проблемы в колледже разработаны проекты:

«Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса по обучению лиц с недостатками в умственном и физическом развитии» (гранд 2000г.);

«Апробация организационно-педагогических подходов профессионального обучения инвалидов и лиц с ОПФР (нарушением слуха) в лицейских группах»;

«Учебно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса обучения учащихся с ОПФР».

Проекты позволили решить следующие задачи:

- организовать методическое обеспечение образовательного процесса;

-развить материально-техническую базу;

-улучшить качественные и количественные показатели педагогических кадров;

- выпустить конкурентно-способного специалиста, соответствующего требованиям стандартов профессионального образования.

Особенностью образовательного процесса УО «МГК легкой промышленности и комплексной логистики» являются учебно-методические комплексы, интегрирующие значительную часть образовательного процесса. Так создан и постоянно пополняется УМК по профессии «Швея, портной» для обучения лиц с ОПФР (нарушением слуха), состоящий из нескольких блоков:

-документы, отражающие содержание учебной специальности;

-научно-методическое обеспечение предметов специального цикла;

-научно-методическое обеспечение производственного обучения;

- научно-методическое обеспечение предметов общеобразовательного цикла.

Также с 2010 по 2015 гг. в учреждении образования разрабатывался и был внедрен в образовательный процесс инновационный проект «Создание и внедрение ЭСО по учебным предметам профессионального компонента по квалификациям «Швея», «Портной» для учащихся с ОПФР». Данный проект позволил создать:

- ЭСО по учебным предметам профессионального и общепрофессионального компонентов для лиц с ОПФР;

- реализовать дидактический принцип наглядности на уровне, отвечающем современному развитию общества;

-активизировать познавательный интерес учащихся с ОПФР;

-рационально сочетать коллективные формы работы учащихся с индивидуальным подходом;

-увеличить объем рассматриваемого и изучаемого учебного материала;

- дал возможность перехода от пассивного восприятия учащимися с ОПФР учебного материала к активному мышлению в ходе усвоения знаний, приобретения умений и навыков;

-создать банк аналитических материалов по эффективному использованию авторских ЭСО в образовательном процессе.

Реализация проблемы по адаптации лиц с ОПФР в социуме осуществляется и через реализацию следующих программ образовательного процесса колледжа:

- программа «Охрана здоровья учащихся» (внедрение современных методов мониторинга здоровья, разработка новых технологических методов коррекции и реабилитации для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии);

Программа «Дети-инвалиды» (создание комплексной системы профессиональной подготовки учащихся с ОПФР и их дальнейшее трудоустройство, создание системы консультативной службы для родителей, обращение социальной инфраструктуры к потребностям детей с ОПФР);

- программа «Дети-сироты» (полная реализация государственных гарантий и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через формирование завершенной нормативно-правовой базы);

-программа адаптационного тренинга для глухих и слабослышащих учащихся (создание благоприятной атмосферы в группе, организация взаимодействия каждого учащегося в группе, формирование коллектива в группе).

Социально-психологическая служба колледжа оказывает поддержку учащимся с ОПФР в решении личных проблем, осуществляет социально-педагогическое сопровождение при их обращении в организации и учреждения социальной сферы, проводит консультативную работу с детьми-сиротами по вопросам пенсионного обеспечения, льгот, жилья и быта.

         Психолого-педагогической службой колледжа разработаны методические рекомендации по работе с учащимися с ОПФР:

-«Специфика работы с учащимися с ОПФР в адаптационный период»;

-«Формирование коллектива группы в адаптационный период»;

- «Особенности процесса обучения учащихся с ОПФР: основные этапы развития учащегося с ОПФР, взаимосвязь между обучением и развитием учащегося с ОПФР, нарушение речи и слуха, педагогическое изучение детей с ОПФР, структура психической деятельности учащихся с нарушением слуха и речи в профессиональном обучении, сведения о моторике глухих, речевое обеспечение профессионального обучения учащихся с ОПФР, особенности восприятия учащимися с нарушением слуха и речи словесной информации на уроках производственного обучения, профессиональная лексика, словесно-наглядные сообщения при обучении учащихся с нарушением слуха и речи  машинной  обработке, словесно-наглядные сообщения при обучении учащихся с нарушением слуха и речи при ручной обработке, расшифровка учащимися с нарушением слуха и речи словесных компонентов рабочей документации».

Накоплен большой опыт  по взаимодействию с родителями и педагогическими работниками колледжа  по повышению уровня педагогической культуры в воспитании и обучении лиц с ОПФР.  Разработаны методические материалы по системе работы педагога с учащимися, имеющими трудности в обучении; профессиональные умения педагога в работе с родителями, воспитывающими детей с ОПФР, повышение уровня педагогической культуры родителей учащихся с ОПФР, педагогический такт родителей, семейные отношения и успеваемость ребенка, а также ряд других методических материалов.

Педагогический коллектив колледжа стремится организовать досуг учащихся так, чтобы каждый из них нашел себе занятие по интересам. В распоряжении учащихся спортивный зал, библиотека, работают спортивные секции, кружки. Изделия декоративно-прикладного творчества кружковцев ежегодно участвуют в районных и областных выставках, украшают учебные корпуса. У ребят появляется возможность раскрыть новые грани своего творчества.

Важный этап – трудоустройство выпускников. Для эффективной профессиональной и социальной реабилитации учащихся коллектив колледжа наладил контакты с различными организациями  и общественными объединениями. Специалисты колледжа осуществляют патронат своих выпускников в течение двух лет после окончания учебного заведения: изучают их трудности и проблемы в самостоятельном жизнеустройстве, стараются своевременно  оказывать им помощь, поддерживают постоянную связь с предприятиями, где они работают. Выпускники колледжа с ОПФР в основном трудоустраиваются по полученной профессии в соответствии с договорами, заключенными с организациями. Вместе с тем существуют и определенные трудности при трудоустройстве лиц с ОПФР. Проблемы возникают после того, как выпускник приступает к работе. К сожалению не все руководители предприятий понимают особенности поведения людей с ОПФР. Недостаточность самоконтроля, внушаемость, слабая воля и др. особенности их характера приводят к конфликтам, непониманию, вследствие чего некоторые теряют работу.

И все-таки самым главным результатом работы с учащимися с ОПФР является не объём сформированных у ребёнка знаний, умений и навыков, а сформированность у ученика умений самостоятельно находить эти знания, приобретать необходимые для жизни навыки и умения. Наибольшее значение имеет уровень социализации ребёнка в обществе, его психологическое здоровье, его позиция, как социально значимой, адаптированной к жизни в обществе личности. Как радостно видеть, что ребёнок понял, что у него получается, что он может и умеет, он научился доверять педагогу, ребёнок знает, что ему помогут. Когда в коллективе сформирована команда единомышленников, готовых понять и принять ребёнка с особенностями развития, готовых помочь ему, вот тогда можно говорить о результативности коррекционного и образовательного процесса в учреждении образования. Современное общество обеспечивает каждому гражданину возможность жить полноценной жизнью. Это касается и людей с ОПФР: они имеют полное право получить профессию и полноценно участвовать в жизни общества. Но умелая личность еще не значит социально включенная. Мы надеемся, что наши выпускники - дети с ОПФР – получат помощь и поддержку со стороны общества на всех этапах своей жизнедеятельности.