Проект «Мой стиль жизни сегодня – моё здоровье и успех завтра!»

Суицид

Содержание

  1. Суицид. Актуальность проблемы.
  2. Жить или не жить (подростковый суицид)
  3. Алгоритм исследования суицидального риска.
  4. Характерные черты суицидальных личностей
  5. Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду.
  6. Родительское собрание: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".

 

1. Суицид. Актуальность проблемы.

Добровольный уход из жизни подростков и молодых людей – явление очень тревожное. И, к сожалению, сегодня не такое уж редкое.  В сборнике «Итоги работы органов управления, учреждений образования в 2010/2011 учебном году и задачи на 2011/2012 учебный год» [Могилёв, управление образования Могилёвского облисполкома, Л.С. Смотрицкий и др. ст.8] обращается внимание, что в 2 раза в сравнении с 2007 годом возросло число суицидов, совершённых несовершеннолетними.

Специалистами отдела педагогического мониторинга  института в текущем учебном году проводил мониторинг «Личностное развитие и уровень воспитанности учащихся 7-11 классов» Диагностика данного мониторинга включала в себя изучение следующих критериев и показателей качества результатов воспитанности учащихся: оценка учащимися окружающего пространства и себя в нём; мировоззренческие взгляды учащихся; проявление нравственных и коллективистских чувств; разрешение возможных и уже сложившихся кризисных ситуаций; способность заботиться о своём здоровье, проявлять способность помочь  другим в кризисной ситуации.

Результаты мониторинга показали, что своими учебными достижениями удовлетворено 66% учащихся 7-9 классов и 70% учащихся 10, 11 классов.    75% учащихся 7-9 классов и 73,6%-10, 11 классов считают, что достичь своих целей необходимо, во что бы то ни стало, победа должна быть любой ценой. 27, 8%  учащихся  признались в том, что если не добьются того, что хотят, то жизнь теряет всякий смысл. По мнению 75% и 68% соответственно школьников, помочь предупредить кризисную ситуацию в первую очередь может наличие друзей, которые могут выслушать, поддержать в трудную минуту. Установление тесных доверительных отношений  в семье показывают 45% и 52% подростков. Всего лишь 43% учащихся дорожат своими близкими и не желают причинить им боль. И вместе с тем 94% учащихся в кризисной ситуации планируют обратиться к родителям, 90% к друзьям, 69% к классному руководителю, учителю.

Особое недоверие школьники проявили к специалистам, не считают важным прибегнуть к их помощи. Никогда не обратятся к врачу-психотерапевту, наркологу и другим  42% учащихся 7-9 классов и 52% учащихся 10 -11 классов, 32% респондентов не желают довериться школьному педагогу –психологу. 10,5% учащихся 7-11 классов отметили, что они нуждаются в помощи. При попадании в кризисную ситуацию большинство детей используют такие способы её преодоления: обращаются за поддержкой к родителям – 39%, слушают любимую музыку – 43,1%, включают себя в активную деятельность (готовятся к урокам, занимаются спортом) – 30%. Вызывает тревогу, что 49,4% учащихся 7-9 классов и 54,4% учащихся 10-11 классов желают уединиться с целью обдумать ситуацию и найти выход. При этом школьники остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. За поддержкой к учителю, педагогу-психологу обращаются только 13% учащихся 7-9 классов и 11,7% учащихся 10-11 классов. 

1.1. Жить или не жить (подростковый суицид)

 Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов: снижение социально-психологической адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению суицида.

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно. По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить шесть основных причин суицида.

Безответная любовь

 Десятилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над "малолеткой". Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.

Нет сил бороться

 Вике 13 лет, но разговаривает она как взрослый, умудренный опытом человек, который многое пережил в жизни. К психологу Вику привела учительница, которая случайно нашла "предсмертную" записку девочки. Оказывается, Вика уже давно задумывалась о самоубийстве и готовилась к этому событию. Папа Вики военный и семья два раза в год переезжала с одного места на другое. Девочке было очень трудно налаживать отношения с новыми одноклассниками, а как только у нее появлялись подруги, они опять меняли местожительства. В результате девочка замкнулась в себе, она перестала сближаться с людьми (зачем ведь скоро опять переезжать). Мама радовалась, какая у них тихая и послушная дочь. Целыми днями сидит дома и читает, а не слоняется по улице. А Вике такая жизнь надоела, и у нее не было сил идти наперекор обстоятельствам.

Всем назло

 Из предсмертной записки двенадцатилетней Ольги С. "В моей смерти виновата Оксана П. из 9 "А" класса. Она мне завидует и всем рассказывает про меня неправду. Мальчишки ей верят, и я не хочу так жить". Ольга выбросилась с четвертого этажа. Девочка осталась жива, но на протяжении двух лет она была прикована к инвалидному креслу. Сейчас Ольга заново учиться ходить. Она понимает, что тот поступок был безрассудным и ничего не решил. По своей глупости девочка потеряла два года, а соперница Оксана по-прежнему живет и радуется жизни. Кстати, как потом призналась Ольга психологу, все, что тогда рассказывала Оксана, было чистой правдой.

Обратите на меня внимание

 Игорю десять лет. Он очень хочет жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Игорь целый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила. Но у бабушки то же много дел - сериал посмотреть, еду приготовить, по телефону поговорить, а там и новый сериал начинается. В результате вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Игорь уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийством. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть. Мама воспринимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний четвертый раз Игорь немного перестарался и чуть не умер от потери крови. Мальчику повезло: в больнице он познакомился с хорошим доктором, который и привел его к психологу. Сейчас Игорь постоянно приходит к этому доктору на работу, и мечтает вырасти и стать детским врачом. Он больше не думает о самоубийстве и не пытается таким образом привлечь внимание матери.

Пусть мучаются

 На вопрос, зачем он выпил все лекарства из домашней аптечки, 13-ти летний Витя сказал: "Я давно просил рыбок, а родители против. Раз они не хотят покупать мне рыбок, значит, я умру. Пусть они всю оставшуюся жизнь мучаются и чувствуют себя виноватыми". Петя с сильнейшим отравлением попал в больницу. К счастью, дома кроме аспирина, анальгина и супрастина ничего не было. Родители естественно сразу же купили ему рыбок. А теперь мальчик чуть что не так, грозится выпрыгнуть из окна или опять отравиться. Мама боится ему перечить и выполняет все его желания. Она до сих пор не может забыть свой ужас, когда Виктор лежал в реанимации. Сейчас родители вместе с психологом пытаются понять и исправить все свои ошибки.

Я никому не нужен

 Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): "Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания..." Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.

 К счастью, Машу удалось откачать, но даже страшно представить, что могло бы произойти, если бы врачи опоздали с помощью. Сейчас, спустя год после того страшного события, Маша сильно изменилась и научилась более безопасными способами решать свои проблемы. Но мама девочки до сих пор живет в страхе, что дочь опять захочет повторить тот поступок.

Тревожный звонок

 Психологи выделяют несколько типов детей, которые склонны к суицидам. Вот основные тревожные сигналы, на которые родителям следует обратить внимание.

  • У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и с родителями не бывает откровенен.  Малыш привык все свои проблемы решать самостоятельно и никому не доверяет. Даже, когда очень больно или страшно он не плачет. Ребенок должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть малыш видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же ребенок должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга.
  • Ребенка ничего не интересует.  На любой вопрос у него один ответ "Мне все равно". Он может хорошо учиться, но без стремления. Он может выполнять все просьбы взрослых, потому что своих желаний у него просто нет. Такой ребенок равнодушно относиться ко всему: к еде, к учебе, к развлечениям и к окружающим. Ему даже безобразничать не хочется. Кстати, родителям в этом случае иногда кажется, что у них идеальный ребенок. Это опасное заблуждение. У подростка должны быть хоть какие-то увлечения. Нравятся они вам или нет, это уже другой вопрос, но именно хобби поддерживает в человеке желание жить. Поэтому постарайтесь чем-нибудь заинтересовать ребенка. Только не навязывайте ему кружки и секции на свой вкус. Предлагайте различные варианты, а он пусть выберет увлечение по душе.
  • Вас должно насторожить, когда малыш любит болеть и постоянно придумывает себе страшные болезни.  При этом он демонстрирует, что ему легче, только когда вы рядом. Родители постепенно привыкают к "придуманным" болезням и не обращают на них внимания. И тогда подросток переходит к более отчаянным поступкам. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства не с целью свести счеты с жизнью, а лишь попугать родителей. Они изначально не собираются умирать. А надеются таким образом обратить на себя внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда скорая не успевает вовремя и "смерть понарошку" становится реальностью. Поэтому постарайтесь не забывать о том, что у вас есть ребенок, даже когда очень заняты. Регулярно демонстрируйте ему свою любовь и заботу, а не только когда малыш болен.
  • И самый тревожный симптом, это когда ребенок часто представляет, как всем будет плохо, если он умрет.  Как показывает практика, очень часто причина для самоубийства бывает надумана или совсем пустяковая. Она служит лишь последней каплей для отчаявшегося ребенка. А истинная причина кроется далеко внутри, и родители могут ее даже не замечать. Дети, которых удалось спасти, рассказывают, что мысль о самоубийстве посещала их достаточно часто. Сначала это была лишь фантазия. Но когда слишком часто о чем-то размышляешь, то идея уже не кажется такой абсурдной. И постепенно фантазия приобретала все более реальные черты. В результате любой пустяк может послужить толчком к этому страшному поступку. Поэтому, если вы заметили у подростка такие фантазии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Здесь без опытного детского психолога не обойтись.

Кто виноват?

 "Виноваты в первую очередь родители", - считает детский психолог Ольга Ворошилова, которая в прошлом году работала в НИИ Склифосовского с детьми, проходившими лечение после попытки покончить жизнь самоубийством.

 Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.

 Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.

 Поэтому если малыш доверил вам свое "горе", не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда малыш немного упокоится и сможет более спокойно мыслить.

 Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение - "ничего".

 Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому дяде. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА:

  1. Исследование психологической атмосферы в семье, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на: - несправедливое отношение со стороны родителей;

- развод (или супружеские измены) в семье учащегося;

- потерю одного из членов семьи;

- неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;

- одиночество;

- недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.

  1. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт ребенка, особенно обратить внимание на:

- реальные конфликты и мотивы его участников;

- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);

- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.

  1. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на:

- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;

- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;

- несправедливые требования к учащемуся;

- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;

- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

  1. Дезадаптирующие условия: - снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;

- своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;

- неадекватную самооценку личностных возможностей;

- утрату понимания ценности жизни;

- потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;

- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств");

- состояние переутомления;

-  паническую боязнь будущего.

1.3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ:

- настойчивые или повторные мысли о суициде;

- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

- возможно присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

- ощущение безнадежности и беспомощности;

- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

- «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА:

  1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
  2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
  3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
  4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
  5. Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
  6. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
  7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
  8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
  9. Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
  10. Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни. 

ОСНОВНЫЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ МОТИВЫ:

Лично-семейные:

  • семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
  • болезнь, смерть близких;
  • одиночество, неудачная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • оскорбление со стороны окружающих и т.д.

Состояние здоровья:

  • психические заболевания;
  • соматические заболевания;
  • уродства.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с работой или учебой.

Материально-бытовые трудности.

Другие мотивы. 

Как заметить надвигающийся суицид?

Суицидально опасная референтная группа:

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие.
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением. 

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку.
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
  • Погруженность в размышления о смерти.
  • Отсутствие планов на будущее.
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. 

Внешний вид и поведение подростка, подверженного суицидальному риску:

  • Тоскливое выражение лица
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность
  • Двигательное возбуждение
  • Эмоциональные нарушения
  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная (мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
  • Психические заболевания
  • Депрессия
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • Оценка собственной жизни 
  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем
  • Взаимодействие с окружающими
  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания
  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Нарушение менструального цикла (задержка)
  • Динамика состояния в течение суток     
  • Улучшения состояния к вечеру
  • Ухудшение состояния к вечеру 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДУ:

  • не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  • доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  • не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  • дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  • сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  • говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  • постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
  • убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  • не предлагайте упрощенных решений;
  • дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
  • помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
  • помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
  • при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
  • помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. 

Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами:

  • освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность,
  • занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее.

Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи.

Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка 

Что могут сделать родители в такой ситуации.

Первое. Прежде всего, поговорить с подростком. Здесь очень важна честность и искренность. Скажите о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам трудно видеть происходящие с ним изменения. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Если это уместно, расскажите о собственном опыте, когда вы переживали что-то подобное, когда вам было тяжело и тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять. 

Второе. Если ваш сын или дочь захотят поговорить с вами о своем состоянии и о причинах такой подавленности, выслушайте очень внимательно и бережно. В этой ситуации им нужно понимание и участие, а не советы и утешения. Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого расстраиваться», «это все ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать: «Это действительно трудно (неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно, что ты огорчен (подавлен, расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность выговориться, когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит значительное облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту ситуацию, если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с доверием и уважением к его способности справиться со сложной проблемой. Практические рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в ощущении своей собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру в себя. Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую...), ты справишься (преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу возраста или личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение вещей. И все же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство необходимо, и обязательно обсудить это с самим подростком. 

Третье. Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Это может быть родственник или знакомый, двоюродный брат, дядя или тренер, учитель. Лучше не настаивать и уж тем более не организовывать встречу помимо желания подростка. А просто предложить это как возможность, позволив ему самому выбрать и человека, и время, и место. Если в ближайшем окружении таких людей не находится, неплохая альтернатива — обратиться за консультацией к психологу. Опять-таки лучше, если он сделает это сам. В крупных городах вариантов много — есть центры, платные и бесплатные, множество специалистов. В небольших городах найти помощь труднее, но возможности телефонной и интернет-связи облегчают процесс.

В случае если все вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психиатра).

Четвертое. Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание, которые не требуют слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях.

Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные, любящие люди. 

 

Родительское собрание:

"Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".

Цель родительского собрания: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
  • Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание  его проблемам. 

Здравствуйте, Уважаемые родители! Я хочу обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос. Подростковое самоубийство.

 Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, В его сути биологической заложено изначально -   выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок -  вот это уже настораживает.

 По данным всемирной организации здоровья, в 1983 г. В мире покончили жизнь самоубийством более 500 тысяч человек, а 15 лет спустя (1998 г.) – уже 820 тысяч человек, (для сравнения – это Гродно, Брест и Лида вместе взятые) из них 20% приходится на подростковый возраст  и юношеский возраст.

 За последние 15 лет число самоубийств  среди подростков от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности  во многих экономически развитых странах, причина самоубийств стоит на 2-3 местах.

 На сегодняшний день этот вопрос очень остро стал в нашем районе, и эти часто обсуждаемые взрослыми, в последнее время,  случаи известны не только взрослым, но и детям. В этом заключается некая  опасность и необходимость поднять этот вопрос на рассмотрение, т.к. для многих подростков характерна некая внушаемость и стремление к подражанию. Вы сами, я думаю, замечали, как по городу идет компания подростков, и 4 из 6 идут в одинаковых куртках или джинсах. И в части такие высказывания: Я хочу именно такую вещь, как у Васечкина, Курочкина и т.д." и это подражание, стремление быть похожим на кого-то просматривается не только в манере одеваться, но и в поведении, в решении каких-то ситуаций.

 Видя то, как окружающие озабочены ситуацией, сколько эмоций, обвинений, обсуждений, т.е. внимания вокруг этого факта, склонный к суициду подросток может рассматривать этот вариант, как решение.

 

Почему же подростки пытаются покончить собой?

 Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?

 Какие дети могут совершить такой поступок?

Особенности же характера, психологического строя, свойственные периоду отрочества, по одному факту своего существования предрасполагают к самоубийству.

 - Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых  классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Потому как под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

 - Дети из неблагополучных семей, в силу недостаточного внимания к себе ищут самостоятельно выход из положения…

 - Дефицит общения со сверстниками чаще других отмечаются в качестве причин попыток самоубийства подростков.

 - Безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию – все это может привести подростка к мысли о самоубийстве, как средстве избавления от угнетающих его проблем.

 - Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни .

 - Подростки, могут быть очень восприимчив и нестабилен, тяжелее переживать неудачи в личных отношениях, чем другие.

- Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков. Т.Е у них перед глазами стоит пример такого решения вопроса.

 - Конечно, суицид может быть результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями. Когда чей-то голос приказывает им покончить собой.

 Причиной самоубийства может быть чувство вины, страха, враждебности

 Иногда депрессия может и не проявиться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Уже само это поведение – призыв – обратите внимание! Со мной что-то происходит.

 Но всех эти причины объединяет одна самая глубокая:

 Предполагается, что одна из главных причин этого служит их неумение почувствовать себя равноправными членами подростковой общности.

 Первая причина и самая основная - непонимание.

 Парадокс суицида. Очень часто мы слышим фразу при обсуждении самоубийства, реакцию: "Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!!!". Так вот, что парадоксально – основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Он сделал и решился на это по сути, потому что его не понимали.  Не было ни одного человек способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых, отчего они воспринимают себя как отверженных и никому не нужных "чужаков". Не понимали глубину его переживаний и депрессивного состояния и помогли найти другой выход.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.

 Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

 Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к выполнению, и ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие. "Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями". Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего.

Для многих детей родители – это люди, которые никогда не совершали проступков – они всегда правы. Потому что их родители никогда не показывали, что они тоже люди, что они тоже были детьми, подростками, что у них тоже были такие проблемы. Словно это было так давно, что уже и не важно. А вместо понимания и сочувствия можно услышать: "Мне бы твои проблемы, вот где денег достать – это пройдет!" Не уделяя больше 5-ти минут на более глубокое понимание.

 Упрекая его, родители, произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

 ПРИМЕР:

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: "Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала". Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это к стати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды.  А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

 Закономерен вопрос: Если не в порыве импульсивности.  Случаются варианты когда подросток приходит к этому  путем долгих обдумываний.

Почему они все-таки выбирают этот вариант как решение?

 Специалисты утверждают, (и что самое интересное в этом их поддерживают сами пострадавшие, т.е. дети имевшие в своей биографии попытку суицида), что в большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой "невыносимой".

 Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишить наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

СЛОВЕСНЫЕ признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!"…
  • Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".
  • Много шутить  на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать например неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

СИТУАЦИОННЫЕ признаки:

Человек может решиться на самоубийство если:

Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным.

Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом);

 Алкоголизм – личная или семейная проблема;

Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

Предпринимал раньше попытки суицида.

Имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

Слишком критически настроен по отношению к себе.

Что делать?

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он и ли она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить  степень риска в данной ситуации:

 - Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?

 - Ты думал, когда-нибудь о самоубийстве?

 - Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждение о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве. Но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Примечательно, что курс лечения подростка, попавшего после попытки суицида к специалисту, в основе своей,  предполагает теплые отношения между врачом и пациентом, которых так не хватает подростку в повседневной жизни. Врач должен дать понять подростку, что он всерьез воспринимает его попытку к самоубийству, что проблемы пациента действительно нелегкие, но они разрешимы, но не столь кардинальным способом. Так неужели чужой человек поймет и поддержит моего собственного ребенка лучше, чем я сам.

Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!

 ВыводСуть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если  не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.

Кто, если не вы? 

Приложение.

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЯМ В ГОРЕ

Дети, встречаясь в группе друг с другом, получают возможность увидеть, как в зеркале, в других свои собственные переживания и осознать связь между своими ощущениями и смертью родного человека. Их нельзя на­звать «потерявшими от страдания разум», у них вполне нормальная реакция на сложнейшую ситуацию.

Цель работы группы: поощрять детей в их желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями, потому что так они глубже осознают всевозможные обстоя­тельства и самих себя в них. Дети воспроизводят на словес­ном уровне собственные действия и, узнавая друг друга ближе, могут анализировать свой собственный случай, свои реакции на утрату и то, каким образом это влияет на их личностные особенности, на их Я-концепцию. Группа по­мощников, состоящая из взрослых, предлагает конструктив­но расширить умение воспроизводить недавнее прошлое, что делает более благотворным процесс переживания горя.

В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы горя и концепции целостности, чет­кости, самоанализа и самосознания.

Правила подбора группы. В группы приглашаются дети школьного возраста — от 7 до 18 лет. Им представля­ется как можно более широкий спектр опыта пребывания в горе, поэтому можно использовать две разные модели для работы в группе. Первая модель — это группа, соби­рающаяся 8 раз еженедельно (для детей младшего возрас­та) и 1 раз в две недели (для подростков). Занятия длят­ся 2 часа с перерывом. Другая модель — это группа, рабо­та в которой ведется в течение 2 или 3 дней с 9.00 до 16.00, с несколькими короткими перерывами и одним пе­рерывом на прием пищи. Как по процедуре, так и по со­держанию эти модели схожи друг с другом.

Первое, что необходимо сделать, — это послать письмо с приглашением в форме просьбы в те семьи, в которых произошло горе, либо в школы и больницы.

В течение целого дня в группе, состоящей/из 10—15 мальчиков и девочек, работают 3 взрослых помощника. Важно иметь в группе представителей обои полов (как среди детей, так и среди психологов). Девочки и мальчи­ки часто выражают свое горе по-разному и могут учиться друг у друга. Руководители группы используют свои эмпатические способности, чтобы поддержать детей.

Занятие 1. Знакомство. В известном смысле это самое важное занятие. На нем происходит знакомство специаль­но организованным способом. Устанавливается несколько правил, например, правило психологической безопасности (конфиденциальности), которые помогают детям свободно высказываться, не подвергаясь риску, что кто-то выдаст их тайну. Родители часто хотят знать, о чем рассказывают их дети, как они ведут себя в группе. Следует посвятить их в групповые правила.

Другое правило: каждый сам решает, как много и что именно он или она хотят рассказать. Необходимо сразу до­говориться сидеть тихо и слушать других. Некоторым де­тям сложно начать разговор, но им станет легче это сделать, если они вначале выслушают других. Кто-то всег­да более разговорчив, чем остальные. Во время первой встречи с группой следует определить детей с силь­ным противодействием, для которых анализ ситуации горя может быть опасен в это непростое для них время.

В начале занятия детям сообщается о цели работы груп­пы. Нужно суметь откровенно рассказать им о том, поче­му они находятся здесь: потому что кто-то в их семьях умер. Здесь психологу важно сообщить об изменениях, ко­торые обычно происходят в жизни после потери и о пере­живаниях, связанных со смертью. Большое значение име­ет четкая, ясная форма начала разговора, чтобы в дальней­шем можно было говорить с детьми откровенно.

Необходимо использовать вводные упражнения или, скорее, игры, которые применяются, чтобы ближе узнать друг друга. Одна игра связана с именем и проводится с целью знакомства с присутствующими; вторая игра — интервью: дети в течение нескольких минут (2—5) интервью­ируют друг друга, задавая вопросы о возрасте, любимой пище, в какую школу он или она ходят и т.д. Затем каждый представляет того ребенка, которого он интервью­ировал.

Первое упражнение по теме «Горе» заключается в том, что маленькая группа (3—5 человек) рисует семью. Это да­ет возможность поговорить о человеке, который умер, о причине смерти и ситуации непосредственной близости смерти. Что знает ребенок? Существуют ли вопросы, кото­рые необходимы и должны быть им заданы? Здесь можно столкнуться с первой проблемой по вопросу смерти и с проблемой четкости, с той информацией, которую сообща­ет ребенок. Необходимо проводить также работу с прош­лым. Какова была семья накануне смерти? Как она вы­глядит сейчас? Часто после смерти близкого происходят некоторые изменения (появление отчима, мачехи, новых сестер или братьев; новая семья, переезд в новый дом, в новый город). Об этом тоже следует говорить.

Рисунки развешиваются на стене, и каждый ребенок коротко представляет свою семью всей группе, рассказы­вая о том, кто из изображенных умер, а также о причине его смерти.

В каждом занятии существует перерыв, когда можно предложить чай. Неплохо заканчивать каждое занятие, установив какой-либо ритуал, например, поиграть в какую-нибудь игру на прощание, особым образом подчеркивая конец занятия.

Занятие 2. Что произошло? Каждое занятие рекомен­дуется начинать одинаково, например, с игры в имя. Это очень помогает быстрее войти в работу.

На втором занятии проводится такое упражнение: ребе­нок рассказывает о потере и реакциях на нее. Можно дать немного психологической информации о том, что случает­ся с человеком, когда кто-то из близких ему людей умира­ет. Сначала происходит шок, на который ребенок, возмож­но, отреагировал далеко не так, как должен был бы отре­агировать: например, смехом или чувством оцепенелости, неспособностью заплакать. Позже такие реакции часто влекут за собой чувство вины. Детям полезно услышать, что подобные проявления — в порядке вещей. Не следует читать лекции, работа должна быть больше похожа на дис­куссию, в которой дети принимают участие, делясь своим собственным опытом. Следующее упражнение — мозговая атака: «Что изменилось?» На большом листе бумаги, вися­щем на стене, нужно нарисовать четыре больших круга и в них написать: фамилия, школа и друзья, тело, чувство и мысли. Дети высказывают свои мнения по поводу того, что стало характерно для их жизни после смерти близкого че­ловека. Например, какие новые мысли появились у них (страх, что кто-то из членов семьи также может умереть, кошмары и т.д.). Следует не забыть подчеркнуть, что со­матические симптомы, такие, как бессонница, чувство по­стоянной усталости, головные боли, боли, в желудке и т.д. являются нормальной реакцией на горе. Слушание расска­зов других детей, возможность увидеть все, о чем говори­лось, на бумаге, может повлиять на то, как дети смогут по­нять свои реакции и самих себя.

Занятие 3. Занятие 4. Беседа о чувствах. Некоторые дети очень хорошо осознают свои настроения и в состоя­нии легко отличить одно впечатление от другого. Но мно­гие дети, особенно маленькие, не имеют ясного представ­ления о том, что с ними происходит. При работе с малень­кими детьми можно использовать силуэт человека, «чело­века-манекена», чтобы выяснить, где именно в человече­ском теле находятся эмоции. Выполнение другого упраж­нения направлено на то, чтобы определить, как меняются чувства с течением времени. Детям предлагается распреде­лить по 4 кругам собственные эмоции — печаль, гнев, страх, счастье: 1) во время смерти близкого человека; 2) на групповом занятии; 3) сегодня и 4) в будущем.

Можно использовать также упражнение «Семья». В сек­торах круга ребенок обозначает горе мамы, дедушки, род­ных братьев и сестер, а также свое личное горе. Некото­рые дети считают, что места для их собственного горя просто не хватает, потому что мамино горе гораздо боль­ше, чем их. Ситуация может восприниматься совсем по-другому: ребенок, оказывается, чувствовал себя совершен­но одиноким в своем горе, а из семьи никто не понимал, насколько тяжело его страдание.

Следующее упражнение называется «Чувства и маски». Иногда, в горе, мы предпочитаем скрыть некоторые мучи­тельные состояния и спрятаться за маской. Дети рисуют 3 ощущения, которые, как они считают, им трудно было выразить открыто; потом они рисуют маску, под которой они прятали выражение лица вместе с реальными ощуще­ниями. Для упражнений на ощущения часто бывает мало одного занятия, поскольку в этой проблеме возможно раз­вертывание содержания.

Занятие 5. Воспоминания. Воспоминания являются важной частью нашей личности, нашими внутренними об­разами. Известно, что дети лелеют воспоминания, нужда­ются в них, потому что они связаны с человеком, которо­го уже никогда не будет, особенно если это кто-то из ро­дителей. Ушедший человек необходим ребенку для психо­логического развития, ребенок как бы связывает свое на­стоящее с умершим. На этом занятии можно использовать большой лист бумаги, вывешенный на стене (так же, как в упражнении «Что изменилось?»). Внутри того или ино­го круга записываются различные детали памяти: «Личные вещи», «То, что мы делали вместе», «То, чему он/она на­учили меня», «Он/она в моей личности и наше физиче­ское сходство». Существуют также и такие круги: «Запу­танные воспоминания» и «Воспоминания после его/ее бо­лезни и смерти».

Некоторые дети боятся, что забудут того, кто умер, или чувствуют вину перед ним из-за того, что меньше думают о нем с течением времени. Кто-то тратит много сил на сохра­нение в себе воспоминаний, но в этом и заключаются труд­ности для ребенка: ведь нужно пополнять запас энергии и концентрироваться на настоящем, например на учебе в школе. Упражнение, касающееся воспоминаний, может служить дополнением к тем средствам, с которыми дети имеют дело, анализируя свою жизнь после трагического события. Следующее упражнение — это сочинение книги об умершем человеке. В этой книге следует оставить не­сколько пустых страниц для того, чтобы ребенок заполнил их рисунками, рассказами, фотографиями и другого рода воспоминаниями. Но книга может быть и очень простой, больше похожей на скоросшиватель, куда можно прибав­лять страницы по мере заполнения.

Занятие 6. Письмо. Неоконченные дела, события, о ко­торых никогда не говорили, — все это можно описать в письме к ушедшему. В этом упражнении ребенок выра­жает переживания, которые, будучи зафиксированы на бу­маге, проясняют мысли, делают их более легкими для по­нимания. Дети младшего возраста, возможно, выразят же­лание, чтобы взрослые сотрудники группы помогли им на­писать письмо, или обратятся к рисованию. Это упражне­ние индивидуально, в нем проявляется связь с ушедшим человеком. Следует обсудить планы детей, что они хотели бы сделать с письмом впоследствии. Кто-то предпочтет за­рыть его в могилу, кто-то — сжечь и развеять пепел по воз­духу или бросить в воду.

Занятие 7. Что помогает? Это маленькое групповое уп­ражнение, где используется тест «легкого удара». У детей бывает нелепая идея, будто им помогает та ситуация, ког­да они переполнены тягостными ощущениями. Важно со­хранить баланс между страданием и выходом из него. Ког­да идет работа с детьми, обладающими большим эмоцио­нальным опытом, то плач, прикосновение чего-то любимо­го, близкого — игрушки или предметов домашнего обихо­да, обращение к маме за поддержкой, мысли об умершем человеке перед сном — это примеры того, что снимает напряжение у детей. Игра в футбол, другие виды физиче­ской нагрузки помогают сбросу эмоций; просмотр ТВ, сон, стремление вести себя так, будто ничего не случи­лось, — все это пути к освободительному просвету в си­туации горя.

Занятие 8. Детская система поддержки, общая социаль­ная работа. В этом упражнении дети представляют самих себя в виде круга в центре листа, затем рисуют возле кру­га «Я» окружности, где изображают людей, значимых для себя. «Кто может поговорить с тобой, если ты будешь нуж­даться в поддержке?», «Кто необходим тебе?». Часто де­ти даже не догадываются, что рядом с ними есть те, кто действительно может помочь и утешить их. Упражнение проясняет ребенку подобную ситуацию, он видит, что вов­се не одинок. Однако если система поддержки выглядит крайне слабой, если практически невозможно обнаружить тех людей, которых можно было бы ввести в данную ситу­ацию, тогда важно поинтересоваться, разрешит ли ребенок кому-либо из группы быть в этой выстраиваемой им са­мим схеме.

На этом завершается программа группы поддержки де­тям в горе. Однако через несколько месяцев следует про­вести еще 1 или 2 занятия.

Есть еще одно занятие, предназначенное исключитель­но для родителей (или опекунов). На нем происходит ин­формирование их о том, что происходило в группе, прово­дится беседа об особенностях детского горя.

Надо осознавать, что ведущий психолог включается в ситуацию переживания горя детьми на весьма короткий период, но он должен привнести в нее нечто такое, что сделает этот процесс менее болезненным. Он не может полностью охватить все детали этого явления, потому что горе продолжительно, оно переживается долго, может быть, несколько лет, и поэтому дети должны преодолевать горечь самостоятельно, с помощью своей семьи. Однако дети и родители должны знать, что они всегда могут полу­чить помощь психолога. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО СУИЦИДУ.

  1. Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. тр. /Отв.Ред. Л.А. Пергаменщик. М.: НИО, 1999, 188 с.
  2. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: М., 1989.
  3. Амбрумова А.Г. О самоубийцах... // АиФ. 1994. Март (№ 12). С. 13.
  4. Амбрумова А.Г., Вроно ЕМ. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1983. № 10. С. 1544-1548.
  5. Баранов Н.П. Экстремальные ситуации: методология анализа. Минск, 1997, 116 с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, 263с.
  7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во МГУ, 1984.
  8. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций //Вопросы психологии. 1997, № 1. С. 121-132 .
  9. Дейтс Б. Жизнь после потери /Пер. с англ. В. Челноковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999, 304 с.
  10. Квинтин Люк Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход //Кризисные события и психологические проблемы человека /Под ред. Пергаменщика Л.А. Мн.: НИО, 1997. С. 183-188.
  11. Колодзин Б. Как жить после психической травмы.  М., 1992.
  12. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицида // Психол. журн. 1989. №5. С. 95-102.
  13. Кризисные события и психологические проблемы человека / Под. ред. Пергаменщика Л.А. Мн.: НИО, 1997, 207 с.
  14. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Издательская корпорация "Логос", 1995, 224 с.
  15. Пергаменщик Л.А. Введение в психологию кризисов //Псiхалогiя, 1997. Вып. 7.
  16. Пергаменщик Л.А. Методологические аспекты кризисной психологии //Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 5 -16.
  17. Пергаменщик Л.А. Почему надо любить себя //Псiхалогiя, 1996, № 4. С.123 -126.
  18. Пергаменщик Л.А. Психологическая жизнь //Адукацыя i выхаванне. 1995, № 8, с.103 -109.
  19. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. Минск: БНИИО, 1996, 152 с. 
  20. Пергаменщик Л.А. Психология травматического стресса //Адукацыя i выхаванне. 1993,  № 2, с.62 -71.
  21. Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях: Психологический практикум. Минск: Нар. асвета, 1995.- 65 с.
  22. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм.  МН.: НИО, 1999, 55.с.
  23. Пергаменщик Л.А., Казанович О.Ф. Психосоциальные последствия катастроф. //Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 28 -48.
  24. Пергаменщик Л.А., Фурманов Н. А., Аладьин А. А., Отчик С. В. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе: Метод, пособие Мн., 1993.
  25. Погодин ИА. Адаптация индивида в условиях психологического кризиса // Адукацыя I выхаванне. Психология. 2000. № 1. С. 76-89.
  26. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия.М.: Изд-во Института психотерапии, 2000, 128 с.
  27. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. М„ 1996.
  28. Стрелков Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий //Психол. журнал. Т.14, № 5, 1993. С.141-142 .
  29. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001, 272с.
  30. Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. М., 1990.
  31. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Издательский центр "Академия", 1996, 96 с.

 

                                                         План

занятий для учащихcя УО «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и комплексной логистики» в рамках профилактического проекта «Мой стиль жизни сегодня – Моё здоровье и успех завтра!» на 2022/2023 учебный год и Комплексного плана основных мероприятий по реализации проекта «Минск – здоровый город» на 2022-2023 годы

№ п/п

Тематика занятий

Ответственное учреждение

Ответственные специалисты (кураторы) ЦГЭ, учреждения высшего образования. Выступающий специалист и должность.

Дата проведения занятий

Анкетирование учащихся -участников профилактического проекта с целью выявления поведенческих факторов риска на начальном уровне знаний по вопросам формирования здорового образа жизни

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г.Минска

УО «МГПТК легкой промышленности и комплексной логистики»

 

Чернявская Н.М.- врач-гигиенист ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Талако А.Д.-зам. директора по учебно-воспитательной работе колледжа

Макась С.В. - педагог-психолог КЛП

Новик Л.Н. – педагог социальный КЛП

         октябрь 2022

Профилактика коронавирусной инфекции, гриппа и острых респираторных инфекций. Вакцинация населения против инфекции COVID-19, гриппа и ОРИ

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г.Минска

УО «МГПТК легкой промышленности и комплексной логистики»

 

Чернявская Н.М.– врач-гигиенист ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Врач-эпидемиолог ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Талако А.Д.-зам. директора по учебно-воспитательной работе колледжа

Макась С.В. –педагог-психолог КЛП

Новик Л.Н. – педагог социальный КЛП

         ноябрь 2022

Акция «Скажи СПИДу и ВИЧ - нет!». Профилактика ВИЧ/СПИД -инфекции среди подростков и молодежи в рамках Единого Дня здоровья «Всемирный День борьбы со СПИДом».

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска

УО «МГПТК легкой промышленности и комплексной логистики»

 

Чернявская Н.М.– врач-гигиенист ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Цвирко В.В.- врач- эпидемиолог ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Талако А.Д.-зам. директора по учебно-воспитательной работе колледжа

Макась С.В. – педагог-психолог КЛП

Новик Л.Н. – педагог социальный КЛП

         декабрь 2022

Репродуктивное здоровье человека. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем.

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска

УО «МГПТК легкой промышленности и комплексной логистики»

УЗ «11-ая городская поликлиника»

Чернявская Н.М.- врач-гигиенист ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Талако А.Д.-зам. директора по учебно-воспитательной работе колледжа

Степаненко Л.В.- заведующий женской консультацией УЗ «11-ая городская поликлиника», врач-гинеколог

Макась С.В. – педагог-психолог КЛП

Новик Л.Н. – педагог социальный КЛП

         февраль 2023

5.

Профилактика суицидального поведения среди подростков

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска

УО «МГПТК легкой промышленности и комплексной логистики»

Центр дружественный подросткам «Парус надежды»

 

Чернявская Н.М.- врач-гигиенист ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Талако А.Д.-зам. директора по учебно-воспитательной работе колледжа

Психолог ЦДП «Парус надежды»

Макась С.В. – педагог-психолог КЛП

Новик Л.Н. – педагог социальный КЛП

       март 2023

«Вредные привычки: как с ними бороться». Профилактика зависимостей

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска

УО «МГПТК легкой промышленности и комплексной логистики»

УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»

Чернявская Н.М.- врач-гигиенист ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Талако А.Д.-зам. директора по учебно-воспитательной работе колледжа

Шавейко А.С. – врач-нарколог ГКНД

Макась С.В. – педагог-психолог КЛП

Новик Л.Н. – педагог социальный КЛП

         апрель 2023

Анкетирование учащихся-участников профилактического проекта с целью выявления поведенческих факторов риска на конечном уровне знаний по вопросам формирования здорового образа жизни.

УО «МГПТК легкой промышленности и комплексной логистики»

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска»

 

Чернявская Н.М.- врач-гигиенист ЦГЭ Ленинского района г. Минска

Макась С.В. – педагог-психолог КЛП

Новик Л.Н. – педагог социальный КЛП

           май 2023