Подготовка к экзаменам

Как подготовиться психологически

         Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

  • Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  • Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

 

Что делать, если устали глаза?

         В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза, значит, устал и организм, ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

         Выполни два любых упражнения:

  • посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (20 секунд);
  • напиши глазами своё имя, отчество, фамилию;
  • попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
  • нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

 

Режим дня

         Раздели день на три части:

  • готовься к экзаменам 8 часов в день;
  • занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку, потанцуй – 8 часов;
  • спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

 

Питание

         Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты и шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

 

Место для занятий

         Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

 

Как запомнить большое количество материала

         Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

 

Как развивать мышление

  1. Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
  3. Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: колледж, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
  4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
  5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  6. Чем больше число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
  7. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растёт пропорционального объёму. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределённое заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередовать умственный и физический труд.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач.

 

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

  1. За день до начала экзамена постарайтесь ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  3. И вот ты перед дверью кабинета. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах.
  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  5. Смело входи в кабинет с уверенностью, что все получится.
  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах: «Я спокоен. Я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. В завершении сожми кисти в кулаках.
  7. Выполни дыхательные упражнения, для снятия напряжения:
  • сядь удобно;
  • глубокий вдох через нос (4-6 секунд);
  • задержка дыхания (2-3 секунд);
  1. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения задания. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  2. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься, войдёшь в рабочий ритм. В любом тексте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
  3. Сосредоточься. Подумай о том, что ты точно знаешь по этому вопросу.
  4. Оставь время для проверки своей работы, подумай о том, как ты будешь отвечать, о чем будешь говорить. 

 

Поведение во время ответа

         Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

         Если же экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживлённой мимикой, жестикуляцией и громким голосом.